Версия для слабовидящих

Педагогика как смысл жизни

26 марта 2010

Педагогика как смысл жизни

Финалу районного конкурса предшествовал отборочный тур. Он номинантами на звание "Учитель года-2010" был пройден без особого труда. А потом началось самое сложное. Во-первых, учителям нужно было дать урок абсолютно незнакомым детям. Таковы условия конкурса. А во-вторых, им предстояло продемонстрировать свой собственный мастер-класс, рассказать коллегам о собственной педагогической концепции и ответить на те вопросы, которые возникнут у членов жюри и учителей, присутствующих в зрительном зале.

 

Открытые уроки

Исходя из опыта прошлых лет, можно утверждать, что открытый урок в незнакомой аудитории - это и волнительно, и сложно. Однако конкурсантки с этим испытанием справились на отлично. "Мне очень радостно, что наряду с педагогами, за плечами у которых богатый стаж, в конкурсе этого года участвовала молодой специалист, учитель Вертикосской школы Людмила Сергеевна Яконен. Ее педагогический стаж - всего четыре года, - отметила специалист Управления образования, опеки и попечительства, координатор конкурса "Учитель года" Татьяна Гришаева. - Перед открытым уроком я волновалась, пожалуй, не меньше, чем она сама. Но, к счастью, все прошло успешно. Людмиле Сергеевне удалось найти контакт с детьми. Впрочем, как и всем другим конкурсанткам. После уроков ребята делились своими впечатлениями. Они были только самыми позитивными. Дети искренне интересовались тем, придет ли учитель-конкурсант на следующий урок, восхищались учителями, с которыми познакомились считанные часы назад. И мне кажется, что ради этого стоит работать и принимать участие в подобных конкурсах профессионального мастерства".

 

Проверка профессионализма

… Наступил второй день. Он стал днем не менее сложных испытаний. Во время мастер-классов конкурсантки показали, насколько они состоятельны как педагоги. "Все участницы конкурса молодцы, - поделилась своими впечатлениями начальник Управления образования, опеки и попечительства Любовь Илгина. - Они доказали нам, что владеют всеми самыми современными педагогическими технологиями. Причем новые тенденции в учебном процессе используют не только учителя больших школ, но и малокомплектных образовательных учреждений. Что особенно приятно".

Свой мастер-класс Людмила Яконен посвятила творческому индуктору, который способен возбудить в детях интерес к познанию школьных дисциплин. Ольга Сухоребрик, используя педагогический прием "Линия сравнения", рассказала о литературных жанрах и без труда примерила один из них на конкретное произведение. Ирина Лесковец при помощи flash-ролика попыталась пробудить в своих коллегах интерес к теме "Реактивное движение". Что касается учителя технологии Елены Кашириной - она учила членов жюри и зрителей делать собственными руками розочки из обыкновенного ситца. Таких роз общими усилиями была изготовлена целая корзина. Кстати, в их изготовлении с огромным желанием участвовали не только женщины-учителя и девочки-ученицы, но и представители противоположного пола. Так, например, достойное место в корзине заняла роза члена жюри, директора Павловской школы Геннадия Стальных. Активно участвовал в процессе создания красоты и заместитель директора Каргасокской школы №2 Сергей Перемитин.

Этот мастер-класс был интересен всем и каждому. За что Елене Константиновне сказали отдельное спасибо. А она, в свою очередь, памятуя о том, что этот год - год юбилея Великой Победы, предложила возложить корзину с цветами к памятнику Воинам-землякам.

 

Педагогическая концепция

Без преувеличения интересным был конкурс, в ходе которого участницы знакомили коллег со своими педагогическими концепциями. Притчи сыпались как из рога изобилия. "Каждый человек имеет определенный горизонт, - справедливо заметила в начале своего выступления учитель Мыльджинской школы Ирина Лесковец. - Когда он сужается и становится бесконечно малым, превращается в точку. Тогда человек говорит: "Это моя точка зрения"... Размышляя о смысле и значении великой профессии - УЧИТЕЛЬ, я вспоминаю одну притчу. Путешественник, увидев трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, спросил каждого, что он делает. Первый ответил: "Толкаю эту тяжелую тачку. Будь она проклята!" Другой сказал: "Зарабатываю на хлеб для своей семьи". А третий гордо произнес: "Я строю прекрасный Храм". Трое рабочих выполняли одну и ту же работу, но придавали ей абсолютно разный смысл. Для первого работа представлялась настоящей каторгой, и он, скорее всего, был очень несчастлив. Второй чувствовал себя опорой для семьи и кормильцем, в его ответе читалось спокойное достоинство. А третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив... Все в этой жизни начинается с любви. С любви к близким, родным, детям, к профессии. И это не только моя педагогическая философия, но и философия жизни".

Интересную притчу рассказала собравшимся в зале и молодой учитель Людмила Яконен: "Давным-давно в старинном городе жил мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: а есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа? Ученик пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между своими ладонями. Бабочка цеплялась лапками за ладошки и щекотала их. Улыбаясь, мальчик подошел к мастеру и спросил: "Скажите, какая бабочка в моих руках - живая или мертвая?" Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их, ради своей истины. Не глядя на руки ученика, мастер ответил: "А это будет зависеть только от тебя". Знакомство со своей педагогической концепцией, тема которой "Эффект бабочки в педагогике. Или принцип активного и ответственного выбора", я не случайно начала с этой притчи... Применительно к педагогике "эффект бабочки" - это ответственность учителя за развитие ученика. И ответственность ученика за принятое им решение, за сделанный им выбор".

По мнению молодого вертикосского педагога, и с ним просто нельзя не согласиться, образ своего будущего ученик выбирает самостоятельно, но, конечно же, не без помощи своего учителя. Педагог должен уметь предсказать результат и увидеть его задолго до того, как он будет достигнут. И в этом работа учителя сродни деятельности предсказателя. Говорят, что предсказатели на самом деле будущего не видят. Они способны выдавать лишь приблизительные его очертания и настраивать своих собеседников именно на такой результат.

Прошедший конкурс профессионального мастерства был интересным во всем. Конкурсантки предстали перед широкой общественностью и как интересные личности, и как талантливые специалисты. Но главное - они смогли донести до каждого человека, присутствующего в зрительном зале, мысль о том, что педагогический труд, школа и дети - это смысл их жизни. И эта мысль прозвучала как-то по-особенному, жизнеутверждающе что ли...

 

Вопрос-ответ

Вопросов конкурсанткам задавали не много. Во-первых, поинтересовались, что для них значит участие в конкурсе профессионального мастерства. А в ответ: "Радость общения с коллегами и огромный заряд энергии". Во-вторых, попросили рассказать анекдоты про Вовочку. Интересная вымышленная история про любимого ученика всех учителей нашлась только в арсенале Ольги Сухоребрик и Елены Кашириной. В-третьих, член жюри, ныне представитель Управления образования, опеки и попечительства, а в недавнем прошлом учитель Каргасокской школы №1 и победитель конкурса профессионального мастерства "Учитель года" Наталья Недопёкина смоделировала ситуацию: конкурсант приходит в школу 1 сентября 2010 года, его знакомят с приказом начальника Управления образования, согласно которому он назначается на должность директора школы. И что тогда? А тогда, по словам всех без исключения конкурсанток, ровным счетом ничего... Все они видят себя только в роли учителя. Такая точка зрения, по мнению главы района Анатолия Рожкова, который тоже наблюдал за тем, как проходит очередной конкурс профессионального педагогического мастерства, безусловно, похвальна. И тем не менее, обращаясь к молодому специалисту из Вертикоса Людмиле Сергеевне, он сказал: "Поверьте, как учитель вы уже состоялись. А прозвучавший вопрос расценивайте как предложение на будущее..." Как тут не вспомнишь педагогическую концепцию самой Людмилы Сергеевны и особенно ту ее часть, в которой она размышляет о предсказаниях и предсказателях... Ждет ли молодого специалиста карьера директора образовательного учреждения?.. Поживем-увидим. И все-таки, интересно было бы продолжить эту главу лет эдак через пятнадцать-двадцать...

 

Лучшая из лучших

Все члены жюри отметили, что каждая из конкурсанток этого года была достойна победы, но диплом первой степени был один и достался он учителю технологии Каргасокской школы №1 Елене Кашириной. Она же была удостоена и приза зрительских симпатий. С победой Елену Константиновну поздравили ее ученики и коллеги. Отвечая на вопрос: "Почему быть учителем почетно?", - победительница конкурса профессионального мастерства ответила: "Потому что учитель - это звучит гордо. И я хочу, чтобы это слово звучало гордо на протяжении многих столетий..."

Елена Каширина была рада тому, что одержала победу в конкурсе профессионального мастерства, но по ее собственному признанию, помимо радости она в момент оглашения итогов конкурса испытала еще и чувство огромной ответственности, потому что в обозримом будущем именно ей предстоит принять участие в подобном конкурсе профессионального мастерства, но уже областного уровня.

 

Школа - это учителя...

В завершении конкурсной программы каждая конкурсантка была награждена подарками, в том числе и невещественными. К невещественным относятся, конечно же, слова, сказанные от души. "Для меня сегодняшний день был удачным, - констатировал глава района Анатолий Рожков. - Этот позитив связан с системой образования. С самого утра, около полутора часов, я общался с выпускниками школы №1. И самое главное, что я вынес для себя из состоявшегося разговора - дети наши очень любят свою школу, им не хочется с нею расставаться. Чья это заслуга? Это заслуга педагогического коллектива. Это заслуга учителей".

Эти слова прозвучали очень весомо. Они - оценка труда. Высокая оценка. И, наверное, особенно приятно ее получить в год особенный - год УЧИТЕЛЯ.


Просмотров: 293